6 декабря 2012 года в г. Иркутске
в Восточно- Сибирской государственной
академии образования состоялось
заседание Коллегии с участием руководителей
общеобразовательных учреждений,
учреждений дополнительного образования
и представителями ВСГАО на тему «Кадровые
проблемы системы образования Ангарского
муниципального образования: пути
решения».
На состоявшемся недавно заседании
правительства РФ министр образования
и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что
дефицит учителей в российских школах
составляет более 17 тысяч человек, в
основном не хватает педагогов по
иностранному языку, математике и
физкультуре. По данным ведущего российского
эксперта в области образования Сергея
Комкова, нехватка учителей в регионах
уже составляет около 40 %. По мнению
эксперта, основная причина нехватки
учителей в России – низкая зарплата.
Официально до 70%, а неофициально 90%
выпускников педагогических вузов идут
работать не по специальности. По информации отдела кадров на
01.10.2012 г. в системе образования Ангарского
муниципального образования 6578 человек,
из них работников школ – 2739 человек;
детских садов – 3543 человека; учреждений
дополнительного образования – 296
человек. Среди учителей школ 330 человек
это пенсионеры, что составляет 25% от
общего количества учителей, это говорит
об отрицательной тенденции восполнения
молодыми кадрами. По состоянию на 01.10.2012 в
общеобразовательных учреждениях была
21 вакансия, из них не хватает учителей
математики, информатики, физики, учителей
начальных классов, учителей технического
труда для мальчиков. В учреждениях дополнительного
образования всего педагогов – 235 человек,
вакансий нет. Таким образом, анализ кадровой
ситуации муниципальной системы
образования АМО выявил ряд проблем: - на начало 2011-2012 учебного года
укомплектованность штатов общеобразовательных
учреждений составляла 99%, однако, при
этом с нагрузкой 18 часов (что соответствует
ставке заработной платы) протарифицировано
только 29% педагогов, 71% педагогов имели
нагрузку выше ставки - текучесть кадров - тенденция старения педагогических
кадров Какие меры предпринимаются: Система материальной поддержки – это не только
дальнейшее
увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты
труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости
от стажа их работы, а значит, привлекать в школу молодых преподавателей Система моральной поддержки – это конкурсы
педагогов для
поддержки лучших учителей; смотр- конкурс; эссе… Развитие взаимодействия школ с учереждениями
профессионального педагогического образования Социальная защита молодых специалистов через
жилищные
программы
По данным на 01.09.2012 год количество
педагогических ставок учителей составило
2046, а количество учителей -1336 человек,
таким образом, коэффициент совместительства
составляет 1,4. Это значит, что педагоги ведут
более одной ставки, в среднем на каждого
по 25-26 часов. В учреждениях дополнительного
образования всего педагогов – 235 человек, Что составляет 99% . Вакансий нет. Таким образом, анализ кадровой
ситуации муниципальной системы
образования АМО позволил выявить ряд
проблем, сдерживающих дальнейшее
эффективное последовательное развитие
всей образовательной системы. - На начало 2011-2012 учебного года
укомплектованность штатов общеобразовательных
учреждений составляла 99 %, однако, при
этом с нагрузкой 18 часов (что соответствует
одной ставке заработной платы)
протарифицировано только 29 % педагогов,
71% педагогов имели нагрузку выше ставки:
Учебная нагрузка педагогов | До 18 часов | До 20 часов | От 21 до 36
часов | Свыше 36 часов | 29% | 8% | 62% | 1% |
- Текучесть кадров в муниципальных образовательных
учреждениях Ангарского
муниципального образования ежегодно
составляет около 500 человек, из них в
другие сферы деятельности уходят от
130 до 150 педагогов (среди них 50% молодых
специалистов). Наиболее остро проблема нехватки
кадров обозначилась в дошкольном
образовании. Укомплектованность штатов
МДОУ на начало учебного года составляла
92 %, в течение последних лет постоянно
имеются до 100 вакансий воспитателей и
младших воспитателей. В этом году 102
человека. - Наблюдается тенденции старения
педагогических кадров: в общеобразовательных
учреждениях трудятся 22, 4 % педагогических
работников пенсионного возраста, в
дошкольных и учреждениях дополнительного
образования – 30 %. Среди руководителей образовательных
учреждений 25 % работников пенсионного
возраста, 24% руководителей имеют
административный стаж более 10-15 лет.
Эти проблемы требуют незамедлительного
решения, в том числе на муниципальном
уровне.
Что предпринимается? 1 направление. Система
материальной поддержки – это не только
дальнейшее увеличение фондов оплаты
труда, но и создание такого механизма
оплаты труда, который позволит
стимулировать лучших учителей вне
зависимости от стажа их работы, а значит,
привлекать в школу молодых преподавателей.
С 1 сентября 2011 года в Ангарском
муниципальном образовании должностной
оклад учителя увеличен до 4500 рублей
(был 3740 рублей), также увеличены повышающие
коэффициенты за наличие квалификационной
категории до 50%. Это позволило значительно
увеличить среднюю заработную плату
учителей. До введения НСОТ она составляла
11 240 рублей, к концу 2011 года она достигла
18 951 рубля. Сегодня она составляет 19
681 рубль, на 01.11.12 - 23 212 рублей, на
01.12.12 – 23 529 рублей. До введения НСОТ средняя заработная
плата педагогического персонала
дошкольных учреждений составляла 8 184
рублей, к концу 2011 года – 12 024 рубль. На
01.09 .2012 г. составляла 13 301 рублей, на
01.11.2012 для воспитателей- 13958 рублей. В среднем увеличение заработной
платы составило:
Тип муниципальных учреждений | Средняя заработная плата до введения НСОТ, руб. | Средняя заработная плата после введения НСОТ по
состоянию на
01.11.2012, руб. | % увеличения | Дошкольные образовательные учреждения, в т.ч. воспитатели | 7 231
8 412 | 12 472
13 958
| 72 %
66 % | Общеобразовательные учреждения, в т.ч. учителя | 10 516
11 240 | 18 573
23 212
23 529 на 01.12.12 | 77 %
100 % | Учреждения дополнительного образования детей,
в т.ч. педагоги доп. образования | 7 997
9 217 | 15 387
15 927
| 92 %
73 % |
2 направление: Система моральной поддержки –
это уже сложившиеся конкурсы педагогов,
как масштабный и действенный механизм
поддержки лучших учителей на муниципальном
и региональном уровнях: -на муниципальном уровне –
смотр- конкурс «Современный урок» для
молодых педагогов в возрасте до 35 лет,
он будет проходить с 10 декабря 2012 года,
конкурс эссе «Педагогическая династия»,
конкурс «Лучших работников образовательных
учреждений» по номинациям «Учитель
года», «Воспитать», «Педагог дополнительного
образования» с вручением премии в рамках
муниципальной программы «Модернизация
системы образования Ангарского
муниципального образования на 2012-2015
годы». Активизировалась работа Совета
молодых специалистов, проведен фестиваль
октябре 2012 года, с 3 декабря проходит
неделя молодых специалистов, которая
включает различные мероприятия. - областные конкурсы на присуждение
губернаторской премии. В 2012 году 23 педагога дошкольных
образовательных учреждений получили
премию Губернатора Иркутской области. Петрова Ирина Викторовна,
воспитатель детского сада комбинированного
вида № 19, стала победителем третьего
областного конкурса Воспитатель года
Иркутской области. Стала лауреатом на
Всероссийском конкурсе Воспитатель
года России 2012. Награжденные Губернаторской
премией «Первый учитель» за три года
была вручена 14 учителям первой ступени
обучения Ангарского муниципального
образовании. С 2005 по 2012 год 62 педагога Ангарского
муниципального образования получили
денежное поощрение за высокое
педагогическое мастерство и значительный
вклад в образование в рамках приоритетного
национального проекта «Образование».
Третье направление – развитие
взаимодействия школ с учреждениями
профессионального педагогического
образования. Еще одно важное направление в
решении кадрового вопроса – социальная
защита молодых работников через жилищные
программы.
|