Обязательная школьная форма

Андрей Свертокин


21 мая 2013 года состоялась открытая встреча Дискуссионного клуба PublicPost по вопросу предложения утверждения стандартов единой школьной формы. В обсуждении проблемы участвовали:
Рачевский Ефим Лазаревич — директор центра образования "Царицыно", Народный учитель Российской Федерации;
Казарновский Сергей Зиновьевич — директор образовательного центра-школы №686 "Класс-центр";
Алексей Георгиевич Левинсон — руководитель отдела социокультурных исследований "Левада-центра";
Виктор Александрович Гуружапов — завкафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, доктор психологических наук.

Регионам предлагается с 1-го сентября 2013 года вводить единообразную школьную форму. Подробности в законопроекте не уточняются, обговаривается её необходимость. Формулировка депутатов следующая – «требования к одежде учащихся должны устанавливаться с целью обеспечения удобной и эстетичной одеждой, формирования у них чувства принадлежности к общеобразовательной организации, повышение психологического настроя учеников на учёбу, закрепление светского характера образования, устранение социального, имущественного и религиозного различия между учащимися, укрепление их сплочённости и дисциплины. Введение школьной формы никаких бюджетных расходов не повлечёт». Вопрос о том, зачем вводить форму, отменённую в 92 году, остается открытым.

Ваше личное отношение к законопроекту?

Рачевский Е.Л.: В школе, где я работаю, 20 лет существует школьная форма. В начальной школе
– это жилетки вишнёвого цвета, в подростковой – синего, в старшей школе формы как таковой нет. В начальной школе решение о наличии формы принимали родители, подросткам можно было «объяснить», а старшеклассники, проведя референдум в 1993 году, от формы отказались. Лично я «за» школьную форму по ряду причин:
– отсутствие школьной формы вредит результатам ЕГЭ. Современная текстильная промышленность под влиянием модных тенденций делает джинсы для девочек с низкой посадкой (талией). Расстояние между блузкой и джинсами порядка 20 сантиметров. Мальчики смотрят на своих одноклассниц и совершенно не могут сосредоточиться на биноме Ньютона.
– школьная форма – это серьёзная экономия семейного бюджета. Это колоссальное освобождение мамы и папы от поиска вещей, которые требует их чадо. А это тот самый возраст, когда ребёнок начинает думать, что его уникальность отражается в том, как он выглядит и что на нём надето.

Также я считаю, что должен существовать ряд принципов, которые нужно соблюсти в случае внедрения идеи обязательной школьной формы для всей территории нашей страны:
– она должна быть скромной. Быть спокойной цветовой гаммы, не кичливой – ни желтой, ни оранжевой, ни малиновой;
– ткань должна быть экологически чистой, безвредной, из натуральных материалов, безопасной для организма ребёнка;
– недорогой и доступной, это немаловажный и существенный фактор;
– комфортной и практичной при двигательной активности ребёнка;
– форма должна иметь несколько вариантов – зимний, летний, спортивный;
– должны быть прописаны и оговорены механизмы безвозмездного распределения школьной формы для малообеспеченных категорий граждан, которым тяжело приобрести ее самостоятельно.

Казарновский С.З.: Моё отношение к введению обязательной школьной формы отрицательное, но отрицательное в плане, что «все должны переходить». Государство наделило современные школы многими полномочиями, сейчас существует управляющий совет школы, мы сами решаем, когда начинаются каникулы, когда заканчиваются, школы проводят тендеры и т.д. Так неужели при наделении школы таким объёмом свободы вопрос с формой нельзя доверить ей самой? Не надо нам в этом помогать. Вот в нашем учебном заведении дети переодеваются раза 4 в день, это связано с тем, что половина образования у нас дополнительное – художественное мастерство, сценическое движение, и в этом случае у нас форма бы перестала иметь смысл. А если к вопросу социального и имущественного неравенства – вот пришли все дети в школу, достали каждый свой мобильный телефон, либо иной гаджет – на этом и закончится весь разговор о равенстве.



Какое влияние оказывает форма одежды на процесс успеваемости и сознание ученика?

Гуружапов В.А.: Следует обратить внимание на психолого-педагогический аспект вопроса. В силу возрастных особенностей (а для младшей школы особенно), ребёнку важно научиться понимать, что в школе он другой, чем привык быть дома. И форма в этом плане является замечательным психологическим механизмом, отработанным на практике во многих странах мира. Форма есть внешняя организация своей внутренней жизни. Поэтому я «за» школьную форму, и уж в начальной школе обязательно.

Вопрос, на мой взгляд, в другом. Дети с радостью наденут форму, младшие школьники – точно. Но вот родители будут сопротивляться, потому что у них есть свои личные идеологические, политические, эстетические интересы и взгляды. Так бывает – в своих детях мы хотим видеть то, что сами не сделали в своей личной жизни по ряду каких-то причин. Так что в любом случае необходима работа – с родителями, с общественностью, с пониманием целей и задач школы, без этого невозможно, что бы было реализовано решение в разумные сроки.

Рачевский Е.Л.: Один губернатор крупного российского региона выступил с инициативой, что очень быстро всех оденет в школьную форму. Я стал следить за результатами сдачи ЕГЭ в этом регионе. Знаете в чём причина? Павел Васильевич Быков, мой предшественник на посту директора, в 1984 году сказал интересную и мудрую вещь – «Сделать, что бы всё в школе было идеально – не получится. Пусть у тебя в школе хоть что-то будет отлично. К примеру, пионерская организация. Тогда никто не спросит, почему у тебя в школе плохие показатели по физике». Сказано, конечно, было в шутку, но некоторые руководители, вместо повышения уровня и качества образования, выбирают путь более простой и менее затратный, такой, как выполнение инициативы о введении обязательной школьной формы.

Идея введения школьной формы не найдет поддержки у родителей?

Левинсон А.Г.: Наоборот! Я как социолог вам заявляю: по нашим данным (Речь идет о "Левада-центре" - прим. ред.) введение обязательной школьной формы 10 лет назад поддерживало 70% населения, на сегодняшний момент – порядка 80% (по данным ВЦИОМ порядка 65%) взрослых жителей страны.

Молодые люди в возрасте 18-24 года менее всего склонны поддерживать эту идею. Внутри этой возрастной категории всего 2/3 лояльны к инициативе. Данная возрастная категория – это те, кто больше всего на жизненном этапе нуждается в индивидуализации, это такой период социализации, когда существенную роль играет выделение из общей массы. Что касается «возраста» страны – у нас на настоящий момент накоплена доля такого социального капитала, который позволил бы развернуться большому разнообразию индивидуальностей, образов жизни, партийной системы. Это бы стимулировало развитие страны, в научном плане прежде всего. Идея «гораздо лучше всем быть одинаковыми» – это наследие, багаж прошлого, которое, если хотите, тянет нас в другую сторону. У нас человек себя зачастую считает причастным к «средней части среднего слоя». Заметьте, даже не среднего класса – так, средненькие, усреднённые, мы как все. Это некий подсознательный поиск убежища – спрятаться среди всех. Это может быть реакцией на события, произошедшие за последние 25 лет – было столько изменений, разнообразного многообразия, и все в течение одного поколения. Человек просто не успел, не смог адаптироваться к изменениям. Но люди – свободные существа. Они могут выбрать что хотят. Но если они свободно выбирают несвободу – это их свободный выбор.

Гуружапов В.А: Стоит отметить, что из тех 80% взрослого населения странны, поддерживающих инициативу, чем старше респондент, тем выше вероятность лояльности. Возможно, это психологический аспект – вспоминая время, когда сам ходил в форме, вспоминая детство – невольно окунаешься в сугубо личное, индивидуальное счастье, а потом уже это отношение накладывается на предмет и вопрос нашего с вами обсуждения.



Не пострадает ли от нововведения индивидуальность ребёнка как самостоятельной личности?

Левинсон А.Г.: Здесь следует обозначить несколько пунктов. Унифицированная одежда как форма конкретного учебного заведения выполняет важную функцию выделения учащихся этого сообщества среди остальных индивидуумов общества, и может служить средством идентификации, поднятия корпоративного духа, чувства принадлежности к идее и сообществу. Но иногда нам предлагают совсем другое – единую школьную форму, одинаковую для всей страны, или, по крайней мере, для крупных регионов. В этом случае, форма играет прямопротивоположную роль, она лишает возможности самоидентификации, разве что только останется навешивать бирки с номером школы.

Изначально задача стояла устранить различия между людьми различного вероисповедания, конфессий, социального и имущественного положения внутри одного конкретно взятого пространства – школы. Но не будем забывать, что заодно устраняется вообще разница между людьми. Суть этой формы, как и военной, может быть в том, чтобы один индивидуум действовал так же, как и второй, вне зависимости, что он думает и кем является. Так управляют военными, так управляют армией. Сейчас идея управления страной наиболее простыми из возможных методов и подала мысль сделать такую управляемость, решить начинающийся раскол по конфессиональному признаку.

Гуружапов В.А.: Лично я считаю, что вопрос индивидуальности школьной формы слишком демонизирован. Здесь нет проблемы с психологической точки зрения. Пока видно лицо и сияние глаз, пока есть улыбка – это всё надуманная проблема, ребёнок будет уникален.

Рачевский Е.Л.: Недавно видел в ресторане 100 человек, одетых одинаково, в смокинги. Смею вас заверить – они вообще все были разные, там индивидуальность нисколько не стиралась! Сегодня в законопроекте предложена формулировка не «форма», а «единые требования к одежде», это разные вещи. А к вопросу однообразия – представьте, как приятно и интересно в однообразии быть индивидуальностью! Выделяться среди остальных не количеством и формой вещей, а способностями и талантом.

Какие действия должны принимать школа и родители в сложившихся изменяющихся условиях образовательного процесса и воспитания полноценного гражданина?

Рачевский Е.Л.: Не надо преувеличивать роль школы. Есть мамы, папы, наследие культуры и интернет, в конце концов. Я считаю, задача школы, и моя как директора образовательного учреждения – не давить на ученика, не передавить зарождающуюся личность, и по возможности вступить с ним в диалог.

Казарновский С.З.: Сейчас наблюдается некая проблема истерии в области образования и развития ребёнка. Не успевает он появиться на свет – сразу же возникают множество вопросов – какой детский сад выбрать, в какой школе ребёнок будет учиться, в какую секцию и к какому преподавателю ходить. О каких интересах личности ребёнка мы говорим? Родители практически всё решают самостоятельно, может быть зачастую в разрез с интересами ребёнка.

Хочется несколько слов сказать о учителях. Это совершенно уникальное и необычное сообщество. Люди, которые посвятили свою жизнь общению с детьми – изо дня в день доносить до ребёнка, что один плюс один равно два, что такое хорошо и что такое плохо. Поверьте, мы каждый день общаемся с ребятами на предмет неподобающей одежды, коротких юбок, пирсинга, татуировок, дредов. Мы пытаемся донести до ученика, не запретить, но быть понятыми и услышанными. В этом и состоит искусство преподавания.

Гуружапов В.А: Не надо возбуждать в обществе ощущение того, что в стране всё плохо. Есть много чего хорошо, и много где. Надо просто видеть. Ведь мы идём туда, куда смотрим.

Источник http://letidor.ru/article/obyazatelnaya_shkolnaya_forma_39163/?ltd-cache=y