Обязательная школьная форма 
Андрей Свертокин

21 мая 2013 года состоялась открытая встреча Дискуссионного клуба PublicPost по вопросу предложения 
утверждения стандартов единой школьной формы. В обсуждении проблемы участвовали: 
Рачевский Ефим Лазаревич — директор центра образования "Царицыно", Народный учитель Российской Федерации;
 
Казарновский Сергей Зиновьевич — директор образовательного центра-школы №686 "Класс-центр"; 
Алексей Георгиевич Левинсон — руководитель отдела социокультурных исследований "Левада-центра"; 
Виктор Александрович Гуружапов — завкафедрой педагогической психологии факультета психологии образования 
МГППУ, доктор психологических наук. 
 
  
Регионам предлагается с 1-го сентября 2013 года вводить единообразную школьную форму. 
Подробности в законопроекте не уточняются, обговаривается её необходимость. Формулировка депутатов 
следующая – «требования к одежде учащихся должны устанавливаться с целью обеспечения удобной и эстетичной 
одеждой, формирования у них чувства принадлежности к общеобразовательной организации, повышение 
психологического настроя учеников на учёбу, закрепление светского характера образования, устранение 
социального, имущественного и религиозного различия между учащимися, укрепление их сплочённости и 
дисциплины. Введение школьной формы никаких бюджетных расходов не повлечёт». Вопрос о том, зачем вводить 
форму, отменённую в 92 году, остается открытым. 
  
Ваше личное отношение к законопроекту?
Рачевский Е.Л.: В школе, где я работаю, 20 лет существует школьная форма. В начальной школе
 
– это жилетки вишнёвого цвета, в подростковой – синего, в старшей школе формы как таковой нет. В начальной 
школе решение о наличии формы принимали родители, подросткам можно было «объяснить», а старшеклассники, 
проведя референдум в 1993 году, от формы отказались. Лично я «за» школьную форму по ряду причин: 
– отсутствие школьной формы вредит результатам ЕГЭ. Современная текстильная промышленность под влиянием 
модных тенденций делает джинсы для девочек с низкой посадкой (талией). 
Расстояние между блузкой и джинсами порядка 20 сантиметров. Мальчики смотрят на своих одноклассниц и 
совершенно не могут сосредоточиться на биноме Ньютона. 
– школьная форма – это серьёзная экономия семейного бюджета. Это колоссальное освобождение мамы и папы от 
поиска вещей, которые требует их чадо. А это тот самый возраст, когда ребёнок начинает думать, что его 
уникальность отражается в том, как он выглядит и что на нём надето. 
Также я считаю, что должен существовать ряд принципов,  которые нужно соблюсти в случае внедрения идеи 
обязательной школьной формы для всей территории нашей страны: 
– она должна быть скромной. Быть спокойной цветовой гаммы, не кичливой – ни желтой, ни оранжевой, 
ни малиновой; 
– ткань должна быть экологически чистой, безвредной, из натуральных материалов, безопасной для организма 
ребёнка;
 
– недорогой и доступной, это немаловажный и существенный фактор; 
– комфортной и практичной при двигательной активности ребёнка; 
– форма должна иметь несколько вариантов – зимний, летний, спортивный; 
– должны быть прописаны и оговорены механизмы безвозмездного распределения школьной формы для 
малообеспеченных категорий граждан, которым тяжело приобрести ее самостоятельно. 
Казарновский С.З.:  Моё отношение к введению обязательной школьной формы отрицательное, но отрицательное 
в плане, что «все должны переходить». Государство наделило современные школы многими полномочиями, сейчас 
существует управляющий совет школы, мы сами решаем, когда начинаются каникулы, когда заканчиваются, школы 
проводят тендеры и т.д. Так неужели при наделении школы таким объёмом свободы вопрос с формой нельзя 
доверить ей самой? Не надо нам в этом помогать. Вот в нашем учебном заведении дети переодеваются раза 4 
в день, это связано с тем, что половина образования у нас дополнительное – художественное мастерство, 
сценическое движение, и в этом случае у нас форма бы перестала иметь смысл. А если к вопросу социального и 
имущественного неравенства – вот пришли все дети в школу, достали каждый свой мобильный телефон, либо иной 
гаджет – на этом и закончится весь разговор о равенстве.

Какое влияние оказывает форма одежды на процесс успеваемости и сознание ученика?
Гуружапов В.А.: Следует обратить внимание на психолого-педагогический аспект вопроса. В силу возрастных 
особенностей (а для младшей школы особенно), ребёнку важно научиться понимать, что в школе он другой, 
чем привык быть дома. И форма в этом плане является замечательным психологическим механизмом, отработанным 
на практике во многих странах мира. Форма есть внешняя организация своей внутренней жизни. Поэтому я «за» 
школьную форму, и уж в начальной школе обязательно. 
Вопрос, на мой взгляд, в другом. Дети с радостью наденут форму, младшие школьники – точно. Но вот родители 
будут сопротивляться, потому что у них есть свои личные идеологические, политические, эстетические интересы
и взгляды. Так бывает – в своих детях мы хотим видеть то, что сами не сделали в своей личной жизни по ряду 
каких-то причин. Так что в любом случае необходима работа – с родителями, с общественностью, с пониманием 
целей и задач школы, без этого невозможно, что бы было реализовано решение в разумные сроки. 
Рачевский Е.Л.: Один губернатор крупного российского региона выступил с инициативой, что очень быстро всех 
оденет в школьную форму. Я стал следить за результатами сдачи ЕГЭ в этом регионе. Знаете в чём причина? 
Павел Васильевич Быков, мой предшественник  на посту директора, в 1984 году сказал интересную и мудрую  
вещь – «Сделать, что бы всё в школе было идеально – не получится. Пусть у тебя в школе хоть что-то будет 
отлично. К примеру, пионерская организация. Тогда никто не спросит, почему у тебя в школе плохие показатели
по физике». Сказано, конечно, было в шутку, но некоторые руководители, вместо повышения уровня и качества 
образования, выбирают путь более простой и менее затратный, такой, как выполнение инициативы о введении 
обязательной школьной формы. 
Идея введения школьной формы не найдет поддержки у родителей?
Левинсон А.Г.: Наоборот! Я как социолог вам заявляю: по нашим данным (Речь идет о "Левада-центре" - прим. 
ред.) введение обязательной школьной формы 10 лет назад поддерживало 70% населения, на сегодняшний момент – 
порядка 80% (по данным ВЦИОМ порядка 65%) взрослых жителей страны. 
Молодые люди в возрасте 18-24 года менее всего склонны поддерживать эту идею. Внутри этой возрастной 
категории всего 2/3 лояльны к инициативе. Данная возрастная категория – это те, кто больше всего на 
жизненном этапе нуждается в индивидуализации, это такой период социализации, когда существенную роль 
играет выделение из общей массы. Что касается «возраста» страны – у нас на настоящий момент накоплена 
доля такого социального капитала, который позволил бы развернуться большому разнообразию индивидуальностей, 
образов жизни, партийной системы. Это бы стимулировало развитие страны, в научном плане прежде всего. 
Идея «гораздо лучше всем быть одинаковыми» – это наследие, багаж прошлого, которое, если хотите, тянет нас 
в другую сторону. У нас человек себя зачастую считает причастным к «средней части среднего слоя». Заметьте, 
даже не среднего класса – так, средненькие, усреднённые, мы как все. Это некий подсознательный поиск 
убежища – спрятаться среди всех. Это может быть реакцией на события, произошедшие за последние 
25 лет – было столько изменений, разнообразного многообразия, и все в течение одного поколения. Человек 
просто не успел, не смог адаптироваться к изменениям. Но люди – свободные существа. Они могут выбрать 
что хотят. Но если они свободно выбирают несвободу – это их свободный выбор. 
Гуружапов В.А: Стоит отметить, что из тех 80% взрослого населения странны, поддерживающих инициативу, 
чем старше респондент, тем выше вероятность лояльности. Возможно, это психологический аспект – вспоминая 
время, когда сам ходил в форме, вспоминая детство – невольно окунаешься в сугубо личное, индивидуальное 
счастье, а потом уже это отношение накладывается на предмет и вопрос нашего с вами  обсуждения. 

Не пострадает ли от нововведения индивидуальность ребёнка как самостоятельной личности?
Левинсон А.Г.: Здесь следует обозначить несколько пунктов. Унифицированная одежда как форма конкретного 
учебного заведения выполняет важную функцию выделения учащихся этого сообщества среди остальных 
индивидуумов общества, и может служить средством идентификации, поднятия  корпоративного духа, чувства 
принадлежности к идее и сообществу. Но иногда нам предлагают совсем другое – единую школьную форму,  
одинаковую для всей страны, или, по крайней мере, для крупных регионов. В этом случае, форма играет 
прямопротивоположную роль, она лишает возможности самоидентификации, разве что только останется навешивать 
бирки с номером школы. 
Изначально задача стояла устранить различия между людьми различного вероисповедания, конфессий, 
социального и имущественного положения внутри одного конкретно взятого пространства – школы. Но не будем 
забывать, что заодно устраняется вообще разница между людьми. Суть этой формы, как и военной, может быть 
в том, чтобы один индивидуум действовал так же, как и второй, вне зависимости, что он думает и кем  
является. Так управляют военными, так управляют армией. Сейчас идея управления страной наиболее простыми 
из возможных методов и подала мысль сделать  такую управляемость, решить начинающийся раскол по 
конфессиональному признаку. 
Гуружапов В.А.: Лично я считаю, что вопрос индивидуальности школьной формы слишком демонизирован. Здесь нет 
проблемы с психологической точки зрения. Пока видно лицо и сияние глаз, пока есть улыбка – это всё 
надуманная проблема, ребёнок будет уникален. 
Рачевский Е.Л.: Недавно видел в ресторане 100 человек, одетых одинаково, в смокинги. Смею вас заверить – они 
вообще все были разные, там индивидуальность нисколько не стиралась! Сегодня в законопроекте предложена 
формулировка не «форма», а «единые требования к одежде», это разные вещи. А к вопросу однообразия – представьте, 
как приятно и интересно в однообразии быть индивидуальностью! Выделяться среди остальных не количеством и 
формой вещей, а способностями и талантом. 
  
Какие действия должны принимать школа и родители в сложившихся изменяющихся условиях образовательного 
процесса и воспитания полноценного гражданина?
 
Рачевский Е.Л.: Не надо преувеличивать роль школы. Есть мамы, папы, наследие культуры и интернет, в конце 
концов. Я считаю, задача школы, и моя как директора образовательного учреждения – не давить на ученика, не 
передавить зарождающуюся личность, и по возможности вступить с ним в диалог. 
 
Казарновский С.З.: Сейчас наблюдается некая проблема истерии в области образования и развития ребёнка. 
Не успевает он появиться на свет – сразу же возникают множество вопросов – какой детский сад выбрать, 
в какой школе ребёнок будет учиться, в какую секцию и к какому преподавателю ходить. О каких интересах 
личности ребёнка мы говорим? Родители практически всё решают самостоятельно, может быть зачастую в разрез 
с интересами ребёнка. 
Хочется несколько слов сказать о учителях. Это совершенно уникальное и необычное сообщество. Люди, которые 
посвятили свою жизнь общению с детьми – изо дня в день доносить до ребёнка, что один плюс один равно два, 
что такое хорошо и что такое плохо. Поверьте, мы каждый день общаемся с ребятами на предмет неподобающей 
одежды, коротких юбок, пирсинга, татуировок, дредов. Мы пытаемся донести до ученика, не запретить, но быть 
понятыми и услышанными. В этом и состоит искусство преподавания. 
Гуружапов В.А: Не надо возбуждать в обществе ощущение того, что в стране всё плохо. Есть много чего хорошо, 
и много где. Надо просто видеть. Ведь мы идём туда, куда смотрим.
Источник http://letidor.ru/article/obyazatelnaya_shkolnaya_forma_39163/?ltd-cache=y